45 лет исполнилось Кристоферу Нолану — одному из самых успешных режиссеров нашего времени, чьи работы одинаково любимы как взыскательными критиками, так и простыми зрителями. По случаю юбилея постановщика КиноПоиск собрал его высказывания о своих картинах, жизненных и творческих принципах и источниках вдохновения.
Пять из девяти фильмов Кристофера Нолана входят в топ-250 на КиноПоиске: «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и «Интерстеллар».
— Меня постоянно спрашивают о том, как я выдержал груз ответственности, когда взялся за крупную франшизу. На самом деле наиболее резкий переход в моей карьере состоялся между «Преследованием» и «Помни». Если сначала я работал с семьей и друзьями, тратил собственные деньги и время, то после мне пришлось впервые рисковать чужими средствами. Кажется, такого давления я не чувствовал никогда.
— При работе над «Преследованием» я придерживался модели независимого микробюджетного кинематографа, которая успешно работала в США, но практически отсутствовала в Великобритании. Низкобюджетное кино в Англии — это 500—600 тысяч фунтов. В Америке же Кевин Смит смог снять картину всего лишь за несколько десятков тысяч долларов. У нас этого хватило бы на короткометражку. Знаю, что сейчас ситуация меняется, и это приятно.
— Во время работы над «Бэтменом» мне приходилось отключать часть мозга. Ты не должен отвлекаться на мысли о высоких ставках и масштабе, иначе это помешает процессу создания картины. Поэтому я снимал «Бэтмена» точно так же, как и любую другую ленту. Я получил огромное удовлетворение, ведь у меня была свобода, и фильм вышел именно таким, каким я его и задумал. Такое нечасто услышишь от человека, снимающего столь крупное кино.
— Сейчас истории о супергероях занимают в культуре ту же нишу, что в свое время отводилась греческой мифологии. И Бэтмен для меня — это самый близкий и реалистичный герой. Он не прилетел на Землю с другой планеты и не попадал под радиоактивное облучение. Он такой же человек с целым ворохом проблем. И если Супермен подобен богу, то Бэтмен скорее похож на Геракла.
— В «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта невероятная атмосфера и живой, продуманный мир. Зритель знает, сколько важных событий происходит и в тех местах, которые остаются за кадром. Именно этого я пытаюсь достичь в своих работах.
Перед стартом работы над фильмом «Бэтмен: Начало» Кристофер Нолан устроил для оператора Уолли Пфистера и других участников съемочной группы показ «Бегущего по лезвию». «Именно таким мы сделаем „Бэтмена“», — заявил режиссер.
— Существует огромная разница между съемкой кино и созданием анимации. Насколько бы ни были продвинутыми технологии, если ты не используешь в кадре реальные объекты и создаешь сцену полностью с помощью компьютерной графики, она ощущается зрителем именно как анимация.
— Обычно у фильмов с обилием визуальных эффектов бывают две разные задачи. Первая — заставить поверить зрителей в то, что происходящее на экране реально. Она мне интересна. Вторая — впечатлить публику количеством графики и тем, сколько денег угрохано на ее создание. И это совсем не мой подход.
— Голливуд открыт для новых талантов, у студий непрекращающийся аппетит на свежие имена. В Великобритании все иначе. Здесь к новичкам относятся с подозрением. Быть может, в культурном плане это правильно. Но только если ты не пытаешься прорваться в киноиндустрию.
— Однажды мы снимали сцену погони на улицах ночного Чикаго для «Темного рыцаря». Обычно для актера это скучный процесс, но Хит Леджер решил поехать с нами в машине. Не ради острых ощущений, а чтобы быть частью съемочного процесса. Он старался быть частью всего. Хит прихватил с собой ноутбук и показал мне несколько короткометражек, над которыми работал. Когда я посмотрел их и увидел его яркий талант, то поймал себя на мысли, что еще никогда не чувствовал себя таким старым.
Пролог «Возрождения легенды» с захватом самолета Нолан называет любимым моментом из собственных фильмов.
— С самого детства я был увлечен сновидениями. Меня будоражила мысль о том, что, когда мы спим, мозг способен создавать миры настолько грандиозные и правдоподобные, что мы воспринимаем их за реальность.
— Я всегда был поклонником фильмов о Джеймсе Бонде, особенно «На секретной службе Ее Величества», в котором идеально сочетаются экшн и романтизм. Думаю, что «Начало» — мой личный «007».
— В каком-то смысле «Начало» — это история любви. Да, с возрастом я становлюсь все сентиментальнее.
— Если бы я сам мог украсть частичку чьего-то сна, то это, определенно, был бы сон Орсона Уэллса.
— Со временем мы начинаем воспринимать реальность как бедную родственницу наших мечтаний. Финал «Начала» сработал именно потому, что герой Леонардо ДиКаприо остался с детьми в своей субъективной реальности. Возможно, все ее уровни имеют право на существование.
— Посеяв однажды зерно идеи, вы заметите, что со временем оно вырастает в нечто существенное. У меня похожая цель, и в этом смысле чувствую свою ответственность перед зрителями. Я пытаюсь рассказать им то, что останется с ними надолго и, возможно, как-то поможет.
В 2011 году Кристофер Нолан стал вторым режиссером после Джеймса Кэмерона, в фильмографии которого есть два фильма, собравших в мировом прокате более миллиарда долларов. В отличие от работ Кэмерона, обе миллиардные ленты Нолана («Темный рыцарь» и «Темный рыцарь: Возрождение легенды») не выпускались в формате 3D».
— Думаю, сейчас немало людей испытывает смутное ощущение, что кино становится все менее и менее реалистичным. Я и сам это чувствую.
— Самый действенный страх в психологических триллерах и нуаре — страх конспирологии. То чувство, когда ты боишься, что твоя жизнь на самом деле контролируется кем-то другим. Меня оно тоже безумно пугает, и полагаю, что я не одинок. А фильмы этих жанров наиболее удачны тогда, когда затрагивают близкие людям темы.
— С тех самых пор, как фильмы начали показывать на телевидении, они стали куда более линейными, чтобы зритель смог отойти от экрана, ответить на звонок, вернуться и не потерять нить повествования.
— Порой меня выводят из себя студийные боссы и кинокритики, которые принимают решения непосредственно во время просмотра фильма. Кино работает совсем не так. Вам стоит досмотреть до конца, подождать пять минут и только тогда начать все взвешивать для финального вердикта. Именно поэтому финал — это настолько важная часть картины.
— Работа с легендарным Майклом Кейном — это самый приятный опыт в моей карьере. Его актерский метод приносит на площадку невероятную атмосферу легкости. Он обладает огромным опытом, который можно приобрести лишь за десятилетия тяжелой работы. Как-то Майкл сказал мне, что никогда не просит о том, чтобы повторить дубль. Действительно, он настолько тонко чувствует любой образ, что выдает исчерпывающую интерпретацию с первого же раза. И за все эти годы он не растерял ни капли азарта и интереса. Он мечта любого постановщика.
Майкл Кейн и Кристофер Нолан работали вместе над шестью картинами.
— Мы живем в эпоху, когда многие актеры больше не хотят считаться звездами, как это было в прошлом. Взгляните на Кристиана Бэйла, одного из самых ярких талантов нашего времени. Он хочет быть разным в каждой картине, чтобы зрители приходили в кинотеатр посмотреть не на Бэйла, а на его героев.
— Я всегда поддерживаю технические инновации. Но они должны превзойти то, что было, а превзойти пленку пока никому не удалось. Поэтому я остаюсь ее приверженцем.
— Я не планирую использовать 3D-формат в своих фильмах. Иногда он работает, как, например, в случае с «Великим Гэтсби» База Лурмана. Но он совершенно не подходит для моего кино.
— Я никогда не считал себя удачливым человеком. На самом деле я большой пессимист.
Свой следующий проект Кристофер Нолан уже закончил. Им стала короткометражная документальная лента о знаменитых аниматорах Стивене и Тимоти Куэях. Детали новой полнометражной работы режиссера остаются в секрете, но ее сценарий уже завершен, поэтому, возможно, ждать анонса осталось не так долго.
Комментариев нет:
Отправить комментарий